Биография Tricky
Основная информация
- Страна, город
- United Kingdom, Bristol
- Жанры
- trip-hop electronic downtempo trip hop electronica
- Ссылки
Обнаружить причины успеха Трики не так уж и сложно. Во-первых, он решительно отказывается от любых стилистических рамок, в которые его пытаются запихнуть все, кому не лень. Во-вторых, он определенно очень талантливый музыкант, уверенный, что делает музыку на секвенсоре размером с коробку из-под обуви не хуже, чем другие музыканты на вагонах новейшего оборудования. По его мнению, создание музыки это магический процесс, а не набор дорогостоящих эффектов и технологий конца ХХ века.
Adrian Thaws (это настоящее имя Трики) родился в 1968 году в Бристоле (Англия), на родине таких музыкальных легенд, как Liz Frazer (Cocteau Twins), а также Roni Size и Reprazent. Сразу после его рождения отец ушел из семьи, а спустя 4 года мать покончила с собой. Воспитанием Трики занялась его бабка, уроженка Ганы (сам Трики квартерон: его мать мулатка, а отец белый). Но вскоре он стал отбиваться от рук. В возрасте 15 лет он бросил школу, спустя два года вернулся в нее, но вскоре был оттуда выгнан. Школу ему заменила одна из многочисленных в его районе Knowle West уличных банд, членом которой он стал. «У всех нас было оружие, и все мы хотели стать гангстерами. Если бы я не уехал оттуда, я бы не дожил до своих лет. Я был слишком мягким, бабушка меня баловала», говорил Трики несколько лет назад. Но, как видно, это не помешало ему после стать главарем одной из банд, занимавшейся грабежами, угонами автомобилей, кражами и продажей наркотиков. И совсем недавно Трики заявляет:
«Люди, слыша мою мрачную и угрюмую музыку, считают меня каким-то настоящим злодеем. И если я признался, что немного приторговывал марихуаной и психоделиками, то это немного вскоре превратилось в прессе в десятки килограммов, а потом и того хуже что я еще и оружие продавал. Где же теперь искать правду? С тех пор как моя музыка была названа неординарной, люди решили, что у меня и жизнь такая же. А на самом-то деле я обычный человек. Обычный, как сэндвич с сыром».
Как бы там ни было, но где-то в возрасте 19 лет Трики вдруг заинтересовался хип-хопом (до этого его кумирами была Prince, Tom Waits и Nina Simone). Он знакомится и начинает сотрудничать с группой бристольских ди-джеев, певцов, музыкантов, МС и продюсеров, объединенных под названием Wild Bunch. Одним из них был и Nellee Hooper, который позже добился мировой известности, продюсируя Soul II Soul, Bjork и U2. Выступления Wild Bunch всегда отличались экстравагантностью, и в основном, благодаря Трики. Во времена, когда бристольские рэпперы занимались подражанием своим коллегам из Южного Бронкса, Трики выдавал что-то свое. Его отличали оригинальный провинциальный акцент и не менее оригинальный сценический имидж. На вечеринках он любил пощеголять в женских платьях. Говорят, что страсть к женской одежде у Трики еще со школы, и он как-то даже заплатил однокласснику за то, чтобы тот украл для него что-нибудь из предметов женского гардероба из раздевалки.
Позже несколько участников Wild Bunch решили организовать свое детище. Новый коллектив был назван Massive Attack, и Трики сразу получил приглашение присоединиться к нему. В 1991 году мир стал свидетелем их блестящего дебюта под названием «Blue Lines», на котором Трики значился как соавтор и соисполнитель трех песен. Но все же первым его записанным материалом является появившееся в том же году на компиляции «The Hard Sell» клаустрофобное даб-рэгги-творение «Nothings Clear». Этот трек был спродюсирован Трики и Geoff Barrow, который позже вместе с Beth Gibbons сформировал Portishead. Написав еще два трека для следующего альбома Massive Attack 1994 года «Protection», Трики из-за участившихся конфликтов с Mushroom прекращает работать в группе и переезжает в Лондон с целью начать сольную карьеру.
Во время одного из своих приездов в Бристоль, шляясь у одной из частных школ, Трики знакомится с
Успех первого альбома «Maxinquaye» (мать Tricky звали Maxine Quaye), выпущенного в 1995 году, искренне удивил Tricky. Ведь стилистически данный альбом находился очень далеко от привычных британских поп-, рок- и танцевальных веяний того времени. Но он сразу вошел в UK Top 40 на
«Все эти разговоры о новом жанре трип-хоп дерьмо собачье! Что за трип-хоп? Уж если я его изобрел, то почему бы не назвать его трики-хоп? И если я, Трики, это Его Величество Трип-хоп, то, черт возьми, я хотел бы сменить свое имя. Хотел бы я знать, что за придурок придумал этот титул. Моя основа хип-хоп, так называемый weird hip-hop, который довольно далек от того, что называют мэйнстримом. Но вообще я против всех этих ограничений. Я видел свое имя не только в хип-хоповых чартах, но и роковых, блюзовых, танцевальных, джазовых. Я даю своей музыке говорить за себя и не боюсь поэтому носить платье на сцене. Я делаю то, что мне нравится, и не собираюсь себя причислять к чему-то и не хочу, чтобы меня причисляли. Если радио или MTV захотят прокрутить мою музыку пожалуйста! Но если ради этого надо будет изменить ее пошли вы! Я не хочу зависеть от радио или MTV. Я просто хочу создавать энергию, музыкальную энергию, говорит Трики. И потом, откуда появились все эти группы? Я и не думал, что люди станут просто тупо копировать Maxinquaye. Это ведь просто звуки, шумы. Это тогда, еще до его выхода, было свежо, но не теперь. Теперь это музыка чартов. Maxinquaye стал поп-альбомом. Сумасшествие, правда? Вот именно поэтому я и должен двигаться дальше».
И двинулся. В том же
Когда представилась возможность сделать еще один альбом, похожий на «Maxinquaye», Трики заявил:
«Если бы я сделал еще один такой альбом, то он сделал бы меня еще в 10 раз популярнее. Я стал бы важным, имел бы горы денег... Но я не пошел по этой дорожке, так как это было бы слишком предсказуемо, люди ждали этого от меня. А я не хочу быть подконтрольным».
И в феврале 1996 года вышел проект под названием «Nearly God», альбом, который Трики записал на собственном лейбле Durban Poison вместе с самыми разными исполнителями, среди которых Мартина, Terry Hall, Alison Moyet, Neneh Cherry, Damon Albarn, Cath Cottey, Kate Shaw, Ded Madden и Bjork. Его тесная связь с последней (которая, кстати, имеет репутацию девушки, флиртующей со своими продюсерами) привела к драке с ее тогдашним бойфрендом Goldie (в следующем году у Трики был роман с Gery Halliwell). «Nearly God» был намного мягче, спокойнее и лаконичнее, чем дебютный релиз. Он получил хорошие отзывы критиков, с радостью был принят поклонниками, но игнорировался радио. Для этого альбома Трики записал свои версии песен мистических Siouxsie And The Banshees, «Judas» легендарных Depeche Mode и своего любимого Ricky Walters (на «Maxinquaye» можно найти отличную версию «Black Steel In The Hour Of Chaos» Public Enemy). И хотя их оригиналы невозможно было бы представить на одном диске, Трики сделал их в одном своем ключе. Сразу после завершения работы он едет в Нью-Йорк, где его ждет сотрудничество с трио андерграундных рэпперов Grassroots. И уже в сентябре под руководством Трики в США выходит их ЕР «Tricky Presents Grassroots».
А спустя два месяца вышел новый альбом «Pre-Millenium Tension», который Трики и Мартина записывали на Ямайке. Диск получил самые противоречивые отзывы критиков. Тем не менее Трики видит признаки своей растущей популярности: включение его клипов в горячую ротацию MTV, приглашение сняться вместе с Брюсом Уиллисом в фильме «Пятый элемент» («The Fifth Element»), работа по продюсированию и ремикшированию Garbage, RZA, Porno For Pyros, The Dogg Pound, Elvis Costello, Yoko Ono, Grace Jones и др.
«После успешного дебюта я потерял цель. Казалось, она уже достигнута. Но в случае Pre-Millenium Tension я и не рассчитывал на успех. Я делал альбом больше для себя. И я не считаю это музыкой, которую можно слушать за обедом», говорит Трики.
Действительно, музыка стала злее, напористее, появились более агрессивные ударные, и в целом, более прямолинейное звучание. Но как и прежде мозаику из эмбиента, даба, соул, блюза и хип-хопа дополняет Мартина своим парящим в воздухе вокалом и неторопливый речитатив Трики. «Музыкально, думаю, я, как никто другой, приблизился к панку. Не в плане громких и резких гитар, а в плане энергии и позиции, что я просто могу сказать или сделать то, что я, вашу мать, хочу делать и говорить». Открывает альбом агрессивный автобиографический трек «Tricky Kid»; «Vent» рассказывает о приступе астмы, который едва не привел к смерти Трики; «Piano» берет свой сюжет без французского фильма конца
Вскоре, в 1997 году, в прессе стали появляться высказывания Трики о недоверии к музыкальной индустрии. Это было обосновано тем, что президент PolyGram Records Eric Kronfeld как-то позволил себе пренебрежительно отозваться о чернокожих в музыкальном бизнесе. Трики решил ответить ему, записав песню «Divine Comedy», в которой выражает свое презрение к таким людям. Вскоре Кронфельд был снят с поста президента (хотя послужила ли поводом к этому данная песня, до сих пор остается под вопросом). Еще одним огорчением для Трики стало посягательство на его родословную. В начале 1998 года музыкант по имени Finley Quaye решил поднять свою популярность. Используя для этого фамилию, он объявил себя дядей Трики, чем привлек к себе много внимания со стороны радио и прессы. Разгневавшись на эти попытки сыграть на фамилии его матери, Трики теперь утверждает, что у него нет никаких родственников.
Кочевой образ жизни Трики приводит к его переезду в Нью-Йорк, куда вслед за ним устремляется его девушка и коллега Мартина с их ребенком. Там же они записывали альбом «Angels With Dirty Faces». В MTV News Трики сказал, что, возможно, это последний альбом, над которым с ним работала Мартина, так как она решила сейчас серьезно заняться воспитанием их дочери. Первый сингл из альбома «Broken Homes» был записан при участии PJ Harvey, подружки Трики с Island Records, с которой они гастролировали в 1995 году. Как говорит Трики, эта песня была навеяна убийством бруклинского рэппера Notorious B.I.G. Вообще этот альбом не такой параноидальный, как его предшественники, но это и не «героиновый поп», как его окрестили в «NME». Все песни альбома затрагивают серьезные темы, проблемы человеческой жизни.
У Трики огромное количество планов на будущее: запись хип-хоповой группы Drunkensteins, запись серии положенных на музыку устных рассказов бристольских гангстеров, переговоры о сотрудничестве с Marilyn Manson. Ему предлагают роли в кино, о нем пишут в журналах, многие музыканты мечтают с ним поработать...
«Люди говорят, что я плодовитый. Все это на самом деле из-за того, что я не могу долго концентрироваться на чем-то одном. Ведь создание музыки это вдохновение. Если оно есть, я готов делать все сразу, а если нет, то я неделями могу лежать на диване и курить, пока в голову не придет что-то, из чего может что-нибудь получиться», признается Трики.
17 августа 1999 года в продаже появился новый альбом Трики «Juxtapose». Изначально этот проект задумывался как совместный, в котором должны были на равных правах участвовать Трики и DJ Muggs (Cypress Hill). По ходу этот альбом трансформировался в новую «abstract-ghetto beats» запись Трики, сделанную в союзе с малоизвестным Dame Grease, продюсером DMX, Ruff Ryders, Lil Cease. Вообще-то DJ Muggs и Трики вдвоем сделали более дюжины песен и даже уже наметили скелет альбома. И в последний момент Трики решил, что качество выполненной работы его не устраивает. "Я хотел, чтобы Muggs, поработав над музыкой, записанной мною, сделал из нее подобие классического хип-хопа. А он вроде бы и достал из моей музыки все альтернативное, но хип-хопа я так и не получил. Мне хотелось бы, чтобы меня слушали не только поклонники андерграунда, но и те, кому нравится DMX и Puffy Combs«,- поясняет Трики. Dame Grease, как видно, настолько ему в этом помог, что сразу получил приглашение работать с исполнителями его лейбла Durban Poison. Песен, к которым приложил руку DJ Muggs, на «Juxtapose» осталось всего три. На одной из них, «Contradictive», он обеспечивает и партии вокала. На остальных треках этим занимается Street Dog (он же Mad Dog), еще один британский рэппер с Durban Poison.
Трики скромничает:
«Да, Juxtapose экспериментален и хорош этим. Но так бывает не всегда. Не любую новую музыку можно назвать стоящей. Что с того, что Mo Wax понавыпустили столько всякой этой уродской, дерьмовой музыки. Да, она новая, но совсем не продвинутая. Это дерьмо, на котором Mo Wax может заработать деньги. Но так как мы живем во времена экспериментов, то приходится с этим смириться. Я еще рад, что хоть что-то могу делать. Я должен помнить каждый день о том, насколько мне повезло. Ведь там, откуда я родом, в Бристоле, у людей вообще практически нет шансов пробиться. Мне просто очень повезло».
В 2001 году выходит шестое его творение «Blowback». Для многих музыка с этого альбома покажется чем-то новым. В принципе, если верить биографии музыканта, то каждый новый его альбом становился непохожим не предыдующий и вообще делался с совершенно другим настроением и другим желанием. В записи этого проекта участвовало более
«Я хочу изменить мир еще раз», сказал он и добавил: «В первый раз я его изменил в
1995-м. Пришло время сделать это снова».
Что это? Оплакивание ухода Tricky? Да нет, жив он, жив! Все нормально. Просто когда Tricky покинул свою прежнюю звукозаписывающую компанию, ее сотрудники очень сильно расстроились и решили, что надо что-то делать, чтобы слушатель не забыл, кто открыл ему этого странного парня. Получите и распишитесь «A Ruff Guide», сборник 17 старых хитов, записанных когда-то давно Мистером Трип-Хоп. Выискивать на диске лажу, неудачные песни да и вообще что-то плохое дело абсолютно бесполезное. Что плохого можно найти среди почти двух десятков общепризнанных шедевров? Все осталось таким же, как раньше. Загадочно-шаманская музыка если не обкурился, то и не поймешь.