Биография Matisyahu

Matisyahu

Основная информация

Жанры
reggae jewish hip-hop hasidic reggae indie
Ссылки

В перенаселенных джунглях шоу-бизнеса трудно, да, наверное, практически невозможно быть единственным и неповторимым. Мэтью Миллер (Matthew Miller), больше известный широкой общественности под именем Матисьяху (Matisyahu), один из тех уникумов, которого ни с кем не спутаешь и даже не знаешь с кем сравнить. Это самый известный в мире еврей, исповедующий хасидизм (крайне ортодоксальное ответвление иудаизма, возникшее в Восточной Европе, с одним из главных центров в украинском городе Умань), но прославившийся не миссионерскими подвигами, а исполнением реггей. Матисьяху — фигура, абсолютно не подпадающая под стандарты MTV и визуальный формат современных поп-чартов. Взъерошенная борода, пейсы и длиннополое пальто а ля лапсердак — не самая типичная картинка на телеэкране. А чего стоит тот факт, что он ни за какие деньги не согласится выступить в ночь с пятницы на субботу и не позволяет себе никаких вольностей с поклонницами, придавая любому контакту особенный смысл. По нынешним правилам игры любая странность может быть использована в рекламных целях, что и произошло с Матисьяху. Созданная им танцевальная разновидность жизнерадостного реггей превратила его в сверхновую звезду этого специфического субэкваториального стиля.

Родился Мэтью Миллер в Пенсильвании 30 июня 1979 года, но его первые детские воспоминания связаны с городом Уайт Плейнз, штат Нью-Йорк, куда семья переехала в начале 80-х. Родители Мэтью, ортодоксальные евреи, давали сыну традиционное и довольно строгое воспитание. Домашняя педагогика в скором времени сменилась школьной муштрой, против которой Мэтью отчаянно бунтовал, особенно в старших классах. Отлично играя на барабанах и бонго, ловко имитируя ударные инструменты, в своем школьном окружении он тянулся к таким же бунтарям, как и он сам, сблизился с хиппи, заинтересовался музыкой, которую они слушали, но всего этого было недостаточно, чтобы утихомирить бушевавшие в нем хулиганские страсти. О том, что с этим надо что-то делать, парень впервые задумался всерьез только после того, как едва не сжег школьный кабинет химии.

Поездка в Израиль, несколько каникулярных недель на берегах Мертвого моря помогли ему разобраться в себе и понять, на чем лучше сосредоточить избыток сил. Вернувшись домой, Мэтью решил бросить школу и путешествовать по стране вслед за передвижениями группы Phish. С трудом, но родителям все-таки удалось убедить его продолжить образование. Два года он проучился в Бенде, штат Орегона, в школе, расположенной в пустынной местности, которая особое внимание уделяла развитию творческих способностей. Мэтью с головой погрузился в музыкальные занятия, упражнялся в рэпе, вокальном пении, имитации инструментов, получал артистическую подготовку, участвовал в соревнованиях рэпперов. Фактически именно тогда он начал нащупывать тот интригующий сплав реггей и хип-хопа, который через несколько лет превратит его в самого знаменитого хасида.

Продолжив образование в нью-йоркском колледже New School for Social Research, он зачастил в синагогу Carlebach Shul, познакомился с раввином, который с пониманием отнесся к его исканиям и приобщил его к музыкальным традициям евреев-хасидов. В этих песнях Мэтью ощутил огромный духовный потенциал. Тогда-то он и стал называть себя Матисьяху. В это время в нем начали происходить разительные перемены: нередко вместо музыкальных занятий он уединялся на крыше и молился. Подросток, не признававший над собой никаких авторитетов, в конце концов находит духовную опору в хасидизме. Он подчиняет свой образ жизни многочисленным условностям и ограничениям, никогда не работает по субботам и верит в святость любого прикосновения, поэтому избегает контакта с женщинами, за исключением ближайших родственниц.

Именно религиозные и нравственные метания подтолкнули Мэтью Миллера к творчеству и поиску своей ниши в музыке. Традиционные мелодии и религиозные установки хасидизма, конечно, наложили свой отпечаток на его сочинения, но главным музыкальным влиянием оставался реггей, в первую очередь в его оригинальном варианте, открытом европейцам и американцам Бобом Марли (Bob Marley). Другим не менее важным влиянием оставался хип-хоп в одной упряжке с современной танцевальной электроникой.

Гитарист Аарон Дуган (Aaron Dugan), басист Джош Вернер (Josh Werner) и барабанщик Йона Дэвид (Jonah David) — эта группа поддержки помогла Матисьяху разобраться с его наработками и подготовить дебютный альбома под названием «Shake Off the Dust... Arise» (2004). Воспринимавшийся не столько как достойное внимания музыкальное явление, сколько как очередная диковинка, рассчитанная на однодневный успех, Матисьяху не сразу нашел своего слушателя. Культовая поддержка и уважение со стороны самой разной публики, которое порой удивляло даже его самого, появились довольно быстро, но для того чтобы хоть как-то «наследить» в чартах, этого было слишком мало. Странным в нем было все — и дико выглядевшие на сцене пейсы из-под ермолки, и всклокоченная борода, и тексты на непонятном диалекте (хотя основная часть его посланий, конечно, звучала на английском с вкраплениями идиша и иврита). Между тем критики сразу разобрались, что к чему, и единодушно отмечали глубокое понимание и отличное исполнение реггей, интересные сэмплы, заимствованные из старых классических реггей-записей, искренность и интенсивную эмоциональность песен.

Концертная деятельность Матисяху и компании охватывала на первых порах только территорию Соединенных Штатов, но его харизма, открытость со слушателями, необычный имидж сделали свое дело. Шоу, сыгранное командой в Остине, штат Техас, в феврале 2005 года, легло в основу отличного живого альбома «Live at Stubb’s» (2005). Концертный релиз неповторимого Матисяху пользовался таким успехом, что только в Америке разошелся 500-тысячным тиражом, главным образом благодаря активной ротации хит-сингла «King Without а Crown».

Наработок для следующего студийного альбома тоже хватало. Оформлением новых идей музыканты занялись в конце 2005 года, с тем чтобы весной 2006-го представить второй лонг-плей «Youth». Эта яркая, колоритная смесь современного реггей, хип-хопа, танцевальных элементов, рэпа и традиционной еврейской музыки попала на хорошо подготовленную почву — в руки заинтригованных меломанов — и моментально взлетела на четвертую позицию американского поп-чарта. По мнению некоторых критиков, второй альбом звучал чересчур гладко, коммерчески, в нем чувствовался точный расчет на внешний эффект. Поклонников этого диковинного адепта реггей мало волновали скептические отзывы СМИ. Матисьяху доказал главное: он не бабочка-однодневка и в шоу-бизнес пришел всерьез и надолго.