Музыкальный бизнес — создание студии звукозаписи

01.11.2008 / PIT

Музыкальный бизнес — создание студии звукозаписи Что необходимо для успеха на рынке звукозаписи? Как создать свою студию и стоит ли об этом мечтать? Благодаря этой статье вы узнаете об этом, включая подробности ценовой политики в российской и зарубежной индустрии звукозаписи. В России этот рынок находится на начальной стадии развития, поэтому, при достаточных финансовых возможностях и грамотному подходу к делу, вам может сопутствовать успех.

Музыкальная экономика

Условно все студии можно разбить на три типа. Компаний топ-класса, предлагающих высочайшее качество записи, профессиональный продакшн, способных работать с любым проектом — будь то хор, оркестр, эстрадная группа, — в России нет.

Это связано, прежде всего, с финансами: требуются вложения около $10 млн.
«Уже давно ходят слухи о том, что кто-то собирается организовать подобное предприятие в нашей стране, — рассказывает Серж Батлер, саунд-продюсер компании Discolife Music. — Но я не думаю, что это произойдет в ближайшем будущем. Очень дорого стоит современное звукозаписывающее оборудование. К примеру, во всемирно известной компании Sony Music Studio было семь аппаратных, в каждую из которых вложено от $1 млн.».
Для России более характерны небольшие компании среднего класса, на создание которых на первых порах может хватить и $200 тыс. Но, конечно, это минимум: иногда затраты могут доходить и до $1,5 млн., особенно если предполагается работа с живой музыкой. В зависимости от типа работы такие фирмы берут за услуги от 1000 до 3000 рублей в час.

Основные заказы поступают им от начинающих музыкантов и корпоративных клиентов, которым необходимо записать музыку или текст для рекламы. Оборот на этом сегменте рынка небольшой — от $60 тыс. до $250 тыс. в год.

И третий тип — домашняя аудитория, которую может организовать при желании каждый: затраты на оборудование минимальные, за аренду помещения платить не надо. Это самый экономичный вариант записи: достаточно заплатить 300-500 рублей в час, и при этом качество записи может быть на довольно высоком уровне. Зачастую дома пишутся сами музыканты, неудовлетворенные услугами более крупных компаний. Годовой оборот домашних студий звукозаписи доходит в лучшем случае до $50 тыс., а посчитать их реальное количество не представляется возможным. В Москве, по разным данным, работает от 200 до 300 домашних и средних студий.
«Это очень много, — уверяет Серж Батлер. — Но развития рынка не происходит: одни фирмы закрываются, другие открываются, и ничего принципиально нового они не приносят».
Такая ситуация — прямое следствие спроса: если студия звукозаписи загружена на 85%, то это уже очень хорошо. Причем три четверти заказов приходится на самые дешевые виды работ — на запись вокала и мастеринг (процесс подготовки и переноса записанной фонограммы на какой-либо носитель для последующего тиражирования). А это автоматически означает низкую рентабельность бизнеса, в среднем 10%.
«Новичку, чтобы вернуть вложенные средства, придется подождать несколько лет, — предупреждает генеральный директор звукозаписывающей компании „Фонограф“ Сергей Жилин. — А о том, чтобы этот бизнес приносил нормальный доход, не может быть и речи».

Слагаемые развития

Несмотря на немалое количество игроков, конкуренция на рынке звукозаписи — понятие относительное: по сути, каждая рекорд компания занимает свою маленькую нишу. В силу этого, а также в силу отсутствия массового потребителя четко прослеживается две тенденции. Во-первых, цены диктует клиент: многие хотят европейского звука за минимальные деньги. Во-вторых, звукозаписывающие компании не стремятся повышать качество услуг.
«За счет этого увеличить доход невозможно, — уверен Моисеев. — Обычно развитие идет за счет диверсификации бизнеса».
Например, в компании «Фонограф» помимо звукозаписи предлагают организацию концертов и праздников, а также техническое оснащение. А компания Si-Records, созданная шесть лет назад предпринимателем и музыкантом Игорем Сандлером, получает дополнительный доход, предоставляя клиентам репетиционную базу и единственную в России передвижную студию. Однако все это потребовало немалых вложений.
«Названия студий звукозаписи мало кто знает. Новых клиентов привлекают имена людей, которые с ними связаны, — обращает внимание на еще одну составляющую успеха Сергей. — Но для привлечения „звезд“ необходимы обширные знакомства в музыкальной среде».
«Чтобы о тебе кто-то узнал, нужно кого-то к себе затащить, а это очень сложно. Один шанс из тысячи. Без связей в этом бизнесе делать нечего», — уверен Игорь Сандлер, в прошлом участник легендарной рок-группы «Интеграл».
Впрочем, у него самого благодаря бурной музыкальной молодости проблемы со связями не было. А благодаря деловой успешности в зрелые годы не было проблемы со стартовыми вложениями, позволившими приобрести уникальную для России студийную технику: микшерный пулы Neve, ленточный магнитофон Studer и целую коллекцию аналоговых синтезаторов. Большую часть доходов Сандлеру сегодня приносит бизнес в других сферах. И первоначально студия звукозаписи была «проектом для души».

Будущее и настоящее

«Чтобы музыкальный бизнес стал прибыльным, нужно создавать не отдельные студии звукозаписи, а целые продюсерские центры, которые занимались бы записью, выпуском дисков, раскруткой артиста, организацией концертов, заключением рекламных контрактов — в общем, полным обслуживанием артистов», — размышляет Сандлер.
Именно так работают гиганты музыкальной индустрии, такие как Sony Music, BMG, Warner, Universal, EMI.

Для выхода на такой уровень России придется еще много работать, и в первую очередь — вырастить для музыкального рынка необходимые кадры. Руководители студий в один голос заявляют, что действительно профессиональных звукорежиссеров в нашей стране единицы.
«От техники зависит очень много, но еще больше зависит от людей, — уверен Сергей Жилин. — На телевидении, например, я знаю всего лишь одного по-настоящему профессионального звукорежиссера — Андрея Пастернака. Для того чтобы быть специалистом, нужно постоянно работать, интересоваться, где-то ошибаться, добиваться успехов, нужна постоянная деятельность. Это трудно, и не все готовы класть большую часть своей жизни на то, чтобы постоянно совершенствоваться».
Из тех звукорежиссеров, которые есть на рынке, большинство работает фрилансерами сразу в нескольких компаниях.
«На это невозможно никак повлиять, так как специалистов мало, а студии не могут обеспечить их достойным объемом работы и соответствующей зарплатой», — утверждает Батлер.
А по мнению Сандлера, в России просто нет школы звукорежиссуры.
«У нас пока нет опыта, практики, — убежден он. — На Западе все это есть и организовано на соответствующем уровне. Поэтому музыканты, заработавшие немножко денег, стараются записывать свои альбомы за границей. Знания, технику купить можно, но сам опыт — нет».
Паровозом, который потянет вперед звукозаписывающую индустрию, в такой ситуации может стать потребитель.
«Клиент становится все более подкованным, поэтому и компании не должны стоять на месте, чтобы лучше понимать, что именно хочет заказчик и как он хочет, чтобы был выполнен заказ, — рассуждает Леонид Моисеев. — И сервис должен улучшаться не только в области записи саундтреков. Те студии, которые в ответ на твой телефонный звонок отвечают: „Алле, и че вы хотите?“ — заранее обречены на провал».

Подведение итогов

Выходить на этот рынок звукозаписи с минимальным бюджетом, чтобы создать очередную, ничем не отличающуюся от других студию, вряд ли стоит. Конечно, все зависит от финансовых возможностей. Но легкой прибыли здесь точно не будет. И чтобы развиваться, важно выбрать один из непростых, но единственно перспективных путей — либо работать на имидж, чтобы в итоге привлечь в клиенты музыкальную элиту, либо изначально сделать ставку на диверсификацию бизнеса и выход на смежные рынки. Однако и в том и в другом случае помимо существенных инвестиций потребуются хорошие связи и умение грамотно подбирать персонал.

Два рынка

По оценкам экспертов, российские студии звукозаписи заработали в 2007 году около $60 млн. Однако эта индустрия — лишь одно из подразделений другого бизнеса, индустрии продаж музыкальной продукции. И здесь речь идет уже о совсем других доходах. По экспертным оценкам, в прошлом году оборот компаний, тиражирующих и дистрибутирующих музыку, составил в России приблизительно $700 млн.

Глобальные игры

Около 80% мирового музыкального рынка приходится на долю компаний EMI, Universal, Sony BMG и Warner, Ежегодные мировые продажи музыкальной продукции оцениваются приблизительно в $30 млрд. Но в последние годы этот показатель неизменно падает из-за увеличения продаж музыки в Интернете: в 2007 году они выросли на 40% и составили $2,9 млрд.

Автор: Алексей Упатов

Публикации