История готической субкультуры. Часть III

28.09.2008 / Лилия

История готической субкультуры. Часть III Готическое мировоззрение — самый обширный и значимый раздел в истории развития субкультуры. Оно разнообразно и неоднородно, благодаря тому, что культивирует индивидуальность. Однако выделяются многие общие черты в готической философии — мрачный имидж, интерес к мистицизму, танатофилия, клубы и фестивали, оккультизм, религия, секс, символика, BDSM — это лишь некоторые аспекты жизни готов.
Готическое мировоззрение характеризуется пристрастием к «темному» восприятию мира. Сложно описать все составляющие такого комплексного понятия как готическое мировоззрение, но в целом это особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (не приятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него).

Естественно все вышеперечисленное относится далеко не ко всем готам, но, по крайней мере, это дает понять, что мы имеем ввиду под готическим мировоззрением. Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиш, обобщая можно сказать что, большая часть готов являются танатофилами, хотя встречаются и более «тяжелые стадии». Характерными чертами готов являются «артистичность» и стремление к самовыражению (проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов арта). В принципе наличие у индивидуума готического мировоззрения вполне корректное основание, для того чтобы считать его готом, даже если он и не отвечает остальным критериям.

Кладбища

Тафофилия — любовь к кладбищам, это один из аспектов танатофилии — здесь влечение к смерти появляется как любовь к прогулкам по кладбищам (в более частных случаях к занятию сексом не кладбищах). Причины любви готов к подобному времяпрепровождению разнообразны — большая часть готов обожает саму атмосферу спокойствия и умиротворенности кладбищ, напрямую связанную с образом смерти. Действительно атмосфера кладбищ сама по себе готична, а уж если и само кладбище «готично» (надгробия прошлых эпох, склепы, надгробные памятники) то тут и говорить нечего.

История готической субкультуры. Часть III
Естественно готов в первую очередь привлекают готические исторические кладбища — именно на таких кладбищах в западных странах проще всего встретить готов (или просто одиноко гуляющих или тусующихся компаниями). Любовь к занятию сексом на кладбищах встречается реже (и скорее относится к одному из видов некрофилии), но все же бывает. Следует отметить, что подавляющее большинство готов обожает гулять по кладбищам, этим и объясняется гигантское количество сайтов кладбищенской фотографии в интернет. В России тоже есть готические кладбища, облюбованные местными готами — в Москве это Введенское и Донское кладбища, в Питере — Смоленское и кладбища Александро-Невской Лавры.

Клубы

Отчасти успех развития любой субкультуры зависит от возможности людей, задействованных в оной, общаться между собой. В случае субкультур порожденных «музыкальным» путем основных местом сбора являлись и являются клубы. На заре goth культуры готы тусовались в панк клубах (что не удивительно, учитывая корни goth субкультуры) и в s&m клубах (клубы садо-мазохистов, что в принципе сложнее объяснить), но этот факт наложил глубокий отпечаток на готическую эстетику (в частности в области имиджа и открытости (отсутствия табу) в области секса). Может быть и не первый, но до сих пор самый известный чисто готический клуб — Batcave, находился в Лондоне, в нем выступали практически все родоначальники gothic rock, Batcave был закрыт в конце 80-х.

История готической субкультуры. Часть III
В настоящее время в мире функционирует по разным оценкам от 300 до 600 готических клубов. Наибольшее их число в США и Германии, хотя готические клубы есть в большинстве стран, где существует хоть какое-то количество готов — от Японии и ЮАР до Словакии и Бразилии. Обычно клубы работают далеко не каждый день, но на регулярной основе. Чаще всего можно встретить клубы, работающие один (или несколько) раз в неделю в определенный день недели — например, каждую субботу, существуют клубы работающие реже — раз (или два) в месяц. То, что клуб работает один раз в неделю, не значит что во все остальные дни помещение, в котором располагается клуб, пустует — в другие дни недели там может происходить что угодно — от fetish и s&m клубных вечеринок до industrial или noise party, обычно название клуба отличается от названия места, где происходит мероприятие — иногда в списках готических клубов вы можете обнаружить два разных клуба, с разными названиями, работающие в разные дни недели по одному адресу — это означает что в одном и том же помещении разные люди устраивают свои party. Именно поэтому клубы имеют возможность переезжать, устраивая выездные party — ведь по больше части клубы это устоявшаяся аудитория плюс организаторы плюс DJ-резиденты клуба — например, на готических фестивалях вы можете «попасть в клубы» находящиеся в самых разных городах или даже странах. Часть клубов открыта для всех, часть (как, например, лондонский Slimelight) только для членов клуба.

Обычная программа клуба это многочасовой DJ-сет и одно (максимум два) выступления gothic групп — в основном готы ходят в клубы не слушать музыку, а общаться или танцевать — поэтому чисто концертные вечеринки редки в основном это готические дискотеки — причем термин дискотеки не следует воспринимать в «советской» эстетике — на party DJ ставят не только танцевальные darkwave или electro композиции, но и gothic rock с ethereal и dark folk — и под все это готы танцуют (кстати, очень оригинально — практиковать танцы под gothic rock готы начали еще на заре развития субкультуры). Кроме музыкальных бывают и литературные или художественные готические клубы — в них готы собираются на поэтические чтения или литературные выставки — такие клубы, как правило, носят более закрытый, элитарный характер.

Комиксы

Этот раздел об одном из феноменов западной культуры, практически не известном у нас. Так уж сложилось, что на западе комиксы считаются одним из видов литературы, так сказать литературным жанром, и нет ничего удивительного, что существует немало комиксов для взрослых (не в смысле adult из-за неприемлемого содержания для детей до 16), затрагивающих более серьезные проблемы, встречаются даже комиксы с серьезным философским подтекстом. Не удивительно, что существует и масса готических комиксов, как издаваемых специально для готов, так и популярных комиксов, которые приобрели культовую популярность у готов. Большая часть комиксов популярных у готов готичны как по содержанию (сюжет, персонажи) так и по графике. Ко второй категории относятся комиксы Vampirella, Vampyre Princess Myu, Sandman (особенно любим среди готов за мрачность и наличие главного героя гота — Death), Scary GodMother, Lady Death, Cry for Dawn, The Crow, и т. д.

История готической субкультуры. Часть III
Комиксы созданные готами для готов, как правило, достаточно ироничны, и своим примером демонстрируют наличие неординарного чувства юмора у готов и способности смеяться над самой gothic subculture. Чаще всего персонажи этих комиксов «стереотипные» готы, и эти комиксы высмеивают различные готические стереотипы и табу. Из наиболее известных — Chi-Chian, Oh My Goth, Johnny the Homicidal Maniac (настоящий культ — в интернет не счесть страниц, посвященных этому комиксу) и комиксы про гота Dead в журнале Zillo (кстати, на последнем фестивале Wave Gotik Treffen в Лейпциге именно Dead, а точнее кружки, футболки и сумки с его изображением были основными экспонатами стенда Zillo).

Религия

Готическое мировоззрение само по себе не привязано ни к какой религиозной доктрине, так что в вопросе вероисповедания палитра достаточно пестрая, как и у обычных людей. Есть немало неверующих готов или даже радикальных атеистов, но при этом немало и более религиозных готов, как приверженцев традиционных конфессий, так и более современных (или наоборот, древних) учений. Среди традиционных религий однозначно доминирует христианство, готов-христиан (хотя бы латентных христиан) не так уж и мало, хотя по отношению к общей массе популярных у готов течений, христиане однозначно в меньшинстве, следует отметить, что готы позаимствовали некоторые элементы христианской символики. Больше всего готов язычников и готов сатанистов, к язычникам можно отнести как последователей крайне популярных среди готов оккультных древних (или претендующих на древность) традиций Wicca, друидов, одинистов, и т. д, и последователей более современных и менее массовых учений — телемитов, теософов, ариософов. Немало среди готов и сатанистов, но по большей части это люди привлеченные мрачной религиозной эстетикой — внешними проявлениями, не являющиеся «реальными» сатанистами.

Оккультизм

Одной из особенностей готического восприятия мира является повышенный интерес к сверхъестественному, а значит и к магии и оккультизму. Интерес этот имеет различные проявления, от примитивного использования магических символов как элементов украшений у тех, кто не занимается оккультизмом серьезно, до готов посвятивших свою жизнь изучению магических таинств.

История готической субкультуры. Часть III
Среди готов очень много язычников, поэтому не удивительно, что самые «популярные» оккультные традиции это различные pagan школы — Wicca (современная ведьмовская традиция, опирается на пан-европейский шаманизм, следует отметить, что wicca это не язычество как таковое, но одна из его оккультных форм), Druids (друидизм, традиция пытающаяся возродить кельтские магические ритуалы), Asatru (оккультная традиция базирующаяся на скандинавском паганизме), и другие, из перечисленных наиболее популярной среди готов является Wicca, также встречаются готы изучающие и пытающиеся возродить самые различные оккультные традиции — от Египетских и Иранских до Вуду и Каббалы. Кроме «исторических» (или претендующих на историчность) традиций среди готов есть и телемиты, теософы и ариософы. В целом большая часть готов в той или иной степени интересуется оккультизмом, но как вы видите какой-то единой готической оккультной традиции не существует.

Пресса

Данный раздел состоит из двух частей — информация о специализированных gothic изданиях и информация о готах в различной прессе. Сначала рассмотрим ситуацию со специализированной готической прессой. На западе немало готических изданий как серьезных ежемесячных журналов с хорошей полиграфией, так и нерегулярных любительских. Наибольшее число специализированных goth журналов в Германии — самые известные — Orkus, Sonic Seducer, Black и Gothic, ну а количество любительских журналов вообще не поддается исчислению. Да и крупные немецкие музыкальные журналы типа Zillo уделяют готической музыке и культуре немало внимания. Естественно все эти журналы на немецком, в Москве часть перечисленных изданий (Orkus, Sonic Seducer, Zillo и Gothic) можно купить (в крайнем случае — заказать) на Горбушке. В Америке основные готические здания — Carpe Noctem и Propaganda, в отличие от немецких журналов больше сконцентрированных на музыке, американские издания имеют более широкий охват, например Carpe Noctem по большей части посвящен не музыке, а литературе и арту. В России с готической прессой намного хуже, можно порекомендовать первый номер Raven (Смоленск), также по непроверенной информации большое количество материалов по готике содержит Севастопольский магазин Alter Ego (Украина). Также в Воронеже существует свой готический журнал.

История готической субкультуры. Часть III
Теперь об освещении готической культуры масс-медиа. Оно неоднозначно, как статьи, расхваливающие артистические стороны goth культуры, так и клеймящие готов как отщепенцев-сатанистов. Последний вариант статей особенно активно себя проявил после небезызвестного случая с Trenchcoat Mafia / Colorado Shooting, когда двое подростков, заклейменные западной прессой как готы (в русской прессе писавшей об этом слово «гот» не было упомянуто ни разу) перестреляли больше дюжины своих одноклассников. Обычно статьи в неготических изданиях описывают историю субкультуры или одиозные (стереотипные) современные ее проявления, объективных и серьезных статей крайне мало.

Секс

Естественно секс это глубоко интимная сфера человеческой жизни и тут не может быть обобщенных суждений — но в данной статье мы попытаемся рассмотреть этот вопрос в общих чертах. Сначала рассмотрим сексуальность в готическом имидже. Говоря о сексуальности в готическом имидже, следует отметить, что оценка сексуальности партнеров у готов все же несколько смещена от восприятия «обычных» людей. Мужской образ, считающийся сексуальным, часто достаточно андрогинен, в целом goth культура пришла к тому, что сексуально привлекательными считаются именно лица мужского пола имеющие «бесполый» (андрогинный) вид. С женским образом немного сложнее — тут встречается несколько типов проявления сексуальности в имидже. Во-первых, некоторое число готов девушек сознательно создает асексуальный имидж — используя длинные полностью закрытые одежды, но вместе с тем встречаются и прямо противоположные примеры — часто сексуальность граничит с вульгарностью (в понимании «масс») — декольте с трудом прикрывающие грудь или вообще наряды с открытой грудью или ягодицами, например, встречаются полностью прозрачные наряды (комбинезон из сетчатых колготок и топа) под которые не надевается нижнее белье, и т. д. Можно сказать, что в готической культуре приветствуется подобное проявление внешней сексуальной открытости у лиц женского пола. Хотя это крайность — чаще всего наряды и мэйк-ап дам-готов имеют целью подчеркнуть естественную сексуальность, в ход идет все — декольтированные платья, мини-юбки, латексные (виниловые наряды), и т. д. Следует отметить, что у готов с момента самого зарождения субкультуры было равное соотношение полов — и это сохраняется до сих пор, девушек готов примерно столько же (если не больше) как и готов мужского пола, поэтому вполне естественно достаточно сильное развитие готического женского образа.

История готической субкультуры. Часть III
Теперь рассмотрим непосредственно секс в жизни готов. Что бы ни говорили шутливые тесты в интернет, в которых секс фигурирует как одна из наименее важных составляющих (далеко после сохранности прически), в действительности готы в этом мало отличаются от «обычных» людей. Хотя сам вид сексуальных пристрастий у готов довольно разнообразен. Тут и некоторое количество сексуальных девиаций связанных с некрофилией, вампиризм, фетишизм и садо-мазохизм. Конечно, среди готов огромное число приверженцев традиционного секса, но немало и любителей различных видов получения удовольствия. Некрофилией называют целый комплекс различных способов получения удовольствия от секса связанного со смертью — собственно некрофилии, сомнофилии, асфиксофилии, и т. д.

Некрофилия в чистом виде — как половое влечение к трупам, встречается крайне редко, и если и есть готы «настоящие» некрофилы — то они усиленно скрывают свои пристрастия, хотя вариант полового акта, когда один из партнеров «притворяется» трупом — недвижимо лежит, не реагируя на действия партнера, как бы эмулируя труп (сомнофилия), тоже один из видов некрофилии. Сюда же относятся получение сексуального удовольствия от удушения партнера (или самоудушения) — асфиксофилия, любовь к занятиям сексом на кладбищах, или в окружении символов смерти (черепа, обстановка напоминающая склеп или в гробу), и т. д. Наиболее распространены сомнофилия и секс в окружении атрибутов смерти (гроб, кладбища, и т. д.).

Вампиризмом называют не только удовольствие от питья крови — такое тоже встречается, но довольно редко, а чаще всего получение удовольствия от болезненных, глубоких и иногда кровоточащих укусов в области шеи и плеч. Многие готы специально удлиняют или имплантируют себе «вампирские» клыки — в частности для усиления ощущений у партнера. Фетишизмом называют влечение к предметам олицетворяющим (или замещающим половой объект), это достаточно сложная эстетика, включающая множество абсолютно разных фетишей — объектов влечения. Садо-мазохизм (s&m) — получения удовольствия от доминирования над кем-либо (садизм) или наоборот, от унижения себя самого (мазохизм). Чаще всего партнеры «играют» в s&m распределяя роли заранее зная, когда им остановится в своих играх, если они заходят слишком далеко.

Символы

Готическая эстетика крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, можно встретить и египетскую и христианскую и кельтскую символику. Основным готическим символом является египетский анк, символ вечной жизни — связь с готами тут очевидно — изначально goth субкультура возникла благодаря вампирской эстетике, а кто такие вампиры, как не undead, т.е. «не мертвые», живущие вечно. Также часто употребляются и другие египетские символы — такие как «Глаз Ра».

История готической субкультуры. Часть III
Христианская символика используется менее обильно, по большей части в виде обычных распятий (только с более стильным чем обычно дизайном). Кельтская символика встречается в виде обильного использования кельтских крестов и различных кельтских орнаментов. Достаточно широко представлена оккультная символика — используются пентаграммы (как обычные, так и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти — украшения с гробиками, черепами, и т. д. К чисто gothic символам можно отнести летучих мышей — различные изображения летучих мышей (связь с вампирами и с готами очевидна) вы можете встретить на сотнях gothic страниц в интернет и на множестве готов в виде украшений.

Смерть

Готическая эстетика напрямую связана с образом смерти, и даже сам вид готов (бледные лица, круги под глазами) отсылает нас к ее образу. В действительности влечение к смерти далеко не всегда некрофилия, точнее даже в большинстве случаев ей не является. В общем случае влечение к смерти называется танатофилия — этим термином характеризуется не сексуальное влечение к смерти, а общий вид пристрастия — восприятие смерти как фетиш. Фактически восприятие смерти как фетиш одна из характерных особенностей готического мировоззрения и может считаться одним из признаков принадлежности к готам. Подобные особенности восприятия могут проявляться во множестве различных видов — например, в любви к прогулкам по кладбищам (тафофилия), пристрастие к произведениям (созданию оных) описывающих смерть (литература, арт, кино) и, наконец, проявления в области сексуальности.

Если мы рассматриваем сексуальные девиации, то некрофилия является обобщающим термином для очень многих из них — собственно некрофилии, сомнофилии, асфиксофилии, и т.д. Некрофилия в чистом виде — как половое влечение к трупам, встречается крайне редко. И если и есть готы «настоящие» некрофилы — то они усиленно скрывают свои пристрастия, хотя вариант полового акта, когда один из партнеров «притворяется» трупом — недвижимо лежит, не реагируя на действия партнера, как бы эмулируя труп (сомнофилия) тоже один из видов некрофилии. Сюда же относятся получение сексуального удовольствия от удушения партнера (или само удушения) — асфиксофилия, любовь к занятиям сексом на кладбищах, или в окружении символов смерти (черепа, обстановка напоминающая склеп или в гробу), и т.д. Все перечисленные девиации не являются какими-то особыми «готическими» — по настоящему necro это отдельная культура, но какой-то ее процент пересекается с готической эстетикой. В заключение можно сказать, что образ смерти крайне важен в готической эстетике и проходит через многие пласты культуры — как через глубоко интимные отношения, так и в области общего восприятия.

Фестивали

Традиция готических фестивалей существует довольно давно — старейшие на данный момент готические фестивали насчитывают до 10-и лет истории. В каждой стране с развитой gothic субкультурой проходит свой готический фестиваль, все фестивали достаточно индивидуальны — какие-то делают акцент на музыке, какие-то на клубных вечеринках — более направлены на общение участников. Условно фестивали можно поделить на три группы — глобальные, локальные и музыкальные.

История готической субкультуры. Часть III
К первой группе относятся крупнейшие в стране фестивали, куда съезжаются готы со всей страны и из других стран. Как правило, такие фестивали никогда не ограничиваются одними концертными выступлениями, а включают также клубные вечеринки, художественные выставки, чтения, лекции, рынки и распродажи и т. д. Из глобальных фестивалей следует отметить Wave Gotik Treffen, крупнейший Германский готический фестиваль, по совместительству являющийся крупнейшим gothic фестивалем в Европе и в мире, проходит в городе Лейпциг, длится 5 дней, за это время на фестивале успевают выступить более 100 групп и проходит более 1000 различных событий (показы готических фильмов, театральные постановки, клубные party, лекции, живые ролевые игры, множество рынков и распродаж, etc). Единственным недостатком является то, что гигантская программа фестиваля втиснута в 5 дней и поэтому огромное количество событий происходит одновременно в разных концах города. Кроме WGT в германии в летний фестивальный сезон проходит дикое количество готитческих фестивалей (до 50-и) из них необходимо выделить Zillo Festival, Doomsday, Mera Luna, etc. Whitby Gothic Weekend — крупнейший английский Gothic фестиваль проходит в английском городе Whitby, фестиваль включает выступления групп (не больше 20), клубные party, выставки и распродажи. Крупнейший американский фестиваль Convergence изначально возник как съезд net.goths и по сути остается им же. Каждый год проходит в новом городе. Включает живые выступления gothic групп (обычно мало, не больше 10), распродажи, клубные party, дискуссии и лекции. Крупнейший польский фестиваль Castle Party также является крупнейшим восточноевропейским фестивалем, в основном состоит из концертных выступлений (около 30 групп), и клубных party. В Украине каждый год в конце сентября проводится фестиваль «Дети ночи: Чорна рада», на который приглашаются гости из разных стран — СНГ, Испании, Германии, Японии, США и других стран.

Ко второй группе — локальных фестивалей относятся локальные фестивали, проводимые в городах — обычно проводятся в клубах в виде концертных выступлений и различных party, от обычных концертов отличаются большим размахом (больше выступлений групп, более глобальные, чем обычно, party).

К категории музыкальных фестивалей относятся фестивали различных лэйблов или журналов. Часто бывают достаточно большими, как по количеству посетителей, так и по музыкальной программе (например, Cold Meat Industry Festival), реально подобные фестивали существуют практически у каждого уважающего себя лэйбла — начиная от крохотных и заканчивая гигантами готической индустрии. У некоторых лэйблов (например, у Projekt), фестиваль это не фиксированное в одном месте мероприятие, а серия концертов Projekt-овских групп, которые могут проходить поочередно в нескольких различных городах. Для готической субкультуры фестивали служат сильным объединяющим факторам, позволяя множеству готов общаться и знакомиться.

BDSM

Аббревиатурой BDSM (Bondage / Discipline / Sado-Masochism) обозначают целый комплекс сексуальных и чувственных актов, связанных с особой формой сексуальных отношений партнеров, построенной на доминировании/подчинении, как правило, это хорошо спланированная игра. Но кроме BDSM в этом разделе мы рассмотрим и Fetish эстетику.

История готической субкультуры. Часть III
Фетишизмом называют сексуальный символизм, когда объектом сексуального влечения является часть тела, одежды, какие-либо предметы. Конечно, BDSM и Фетиш эстетика напрямую не связаны с готической и большая часть людей увлекающаяся оными не имеет отношения к готической субкультуре, но с другой стороны многие готы (в особенности женского пола) не чужды этой эстетике. Кроме немалого количества готов не чуждых BDSM, и реально практикующих формы сексуального удовлетворения связанные с доминированием/подчинением, есть немало готов использующих отдельные внешние проявления этой эстетики — наручники, браслеты с кольцами (в BDSM используются для подвешивания), бондажи, и т. д. Фетиш эстетика крайне разнообразна и широка, но у готов она проявляется по большей части в виде фетиш моды — в fetish одеждах используются различные материалы — кожа, кожезаменитель, резина, но чаще всего латекс и винил. Из фетиш эстетики готы позаимствовали различные элементы одежды — виниловые и латексные топы и платья/брюки, и тд.

Заключение

Американский культуролог Дунья Брилл из Университета Сассекса в своей диссертации по культурологии, посвященной культуре готов, пришла к удивительным выводам.

Многие молодежные субкультуры побуждают людей бросать школу и совершать противозаконные поступки. Однако именно поклонники мрачной готической культуры получают хорошее образование, редко бросают школу и часто бывают первыми учениками.

Пристрастие гота к черной одежде является отражением черной эстетики — берешь то, что считается злом, и делаешь это прекрасным. Многие вещи из гардероба старого гота могли к сегодняшнему дню прибрести антрацитовый оттенок.

История готической субкультуры. Часть III
Эта субкультура пробуждает интерес к классическому образованию, особенно к искусству. По ее мнению культуролога готы обычно выбирают профессии, связанные с веб-дизайном, программированием или журналистикой.

Опыт обычных людей подтверждает выводы. Как говорит врач стоматологической клиники «Архангел» в Западном Лондоне и гот Дидье Голард, у него есть друзья готы, вполне преуспевающие. Среди них зубной врач из Лиона, парочка поверенных, англиканский священник. Голард, которому 39 лет, отказывается носить белый халат и ходит в черной униформе. Сверля зубы, он слушает Nine Inch Nails и Killing Joke. Однако принадлежность к готам открывает мир, где искусство, новости и литературу признают и открыто обсуждают, возможно, закладывая основу будущих связей. Ансуорт помнит споры о «текущих событиях, Оскаре Уайльде, декадансе». «Было много Эдгара Алана По и Брэма Стоукера», — вспоминает Портер.

Брилл утверждает, что готика — субкультура, чуждая насилию. «Я не знаю ни одного гота, который участвовал бы в осквернении кладбища или убивал кошек. Они любят свои кладбища и своих кошек», — говорит культуролог.

По словам Чока Хосейна, игравшего в готической группе Salvation, ныне руководителя фирмы звукозаписи, «готы обычно представляют собой странных интеллектуалов, которые начали видеть мир по-другому».

Публикации